Текущее время: 27 апр 2024, 15:22




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
 о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия 
Автор Сообщение
Хитник

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 15:10
Сообщения: 1866
Откуда: Екатеринбург
Сообщение о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
Выявлены новые факты в уголовном деле о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
http://www.mvd.ru/news/show_118076/


11 янв 2013, 18:32
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 янв 2010, 16:42
Сообщения: 1076
Откуда: Екатеринбург, Москва
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
я с таким столкнулся в этом году на полярном урале и работали там китайцы


11 янв 2013, 19:17
Профиль
Хитник

Зарегистрирован: 03 июн 2011, 16:22
Сообщения: 1034
Откуда: Иркутская область
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
В октябре 2012 г. широкий общественный резонанс получила ситуация, сложившаяся вокруг эвенкийской семейно-родовой общины «Дылача», занимающейся, в числе прочих традиционных видов деятельности, добычей нефрита в Бурятии. События подробно описаны и описываются в СМИ, поэтому в настоящей статье мы не будем пересказывать опубликованное, а рассмотрим вопрос о том, стоит ли представителям коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока (далее – к.м.н.с.) осваивать не традиционные, для себя, виды деятельности?

Этот острый вопрос возник в связи со, сложившимся общественным стереотипом о том, что представители коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока и в XXI веке должны заниматься исключительно традиционными видами хозяйствования. Действительно, ненцы, эвенки, нанайцы, чукчи и другие малочисленные народы, в своем подавляющем большинстве, и рады бы жить на своей земле, занимаясь охотой, оленеводством, рыбным промыслом, но что делать, когда, из-за колоссального промышленного воздействия, угодья традиционного природопользования катастрофически сокращаются? Тайга и тундра уже не могут, в полной мере, обеспечить какое бы то ни было благополучное существование этим народам. В некоторых районах проживания к.м.н.с. само понятие «этническая культура» аборигенов тайги и тундры поставлено под угрозу исчезновения. Что делать? Пытаться сохранить традиционный уклад в природной среде, необратимо меняющейся из-за растущих потребностей выраженной «сырьевой» экономики? Пополнить городское население и раствориться, утеряв уникальные культурные признаки?

При отсутствии перспектив кардинальных экономических реформ, возможно, одним из оправданных вариантов сохранения и развития аборигенных сибирских этносов, является освоение новых видов деятельности? Примеров, к сожалению не так много, а если быть точным – буквально один. Пример работы эвенкийской семейно-родовой общины «Дылача» в Бурятии демонстрирует, что, казалось бы, не совместимые виды деятельности могут благополучно сосуществовать в пределах интересов хозяйствующего субъекта коренных малочисленных народов. Освоение новой хозяйственной сферы не только существенно повысило экономическую эффективность предприятия, но и позволило создать успешную социально-ориентированную модель хозяйственно-экономической деятельности. Существенная часть доходов общины «Дылача» направляется ее руководством на реализацию важных социальных и культурных проектов. Подобный социально-ориентированный характер деятельности во многом объясняется тем, что люди живут и трудятся на своей земле, доставшейся им от предков, за которую они несут определенную ответственность, продиктованную этическими нормами этнической морали.

Продолжая тему этнической ментальности, не можем не уделить внимание дефициту морали в современном бизнес-сообществе. В первых числах октября этого года в центральных СМИ появились публикации с кричащими заголовками: «Эвенков подозревают в похищении нефрита…», «Эвенков в Бурятии подозревают в хищении 20 тонн нефрита..» и пр. Считаем подобное недопустимым явлением для общества, называемого толерантным. Огорчает, прежде всего, сама возможность сопровождения решения корпоративных задач столь непорядочными методами. Чтобы ни говорили некоторые журналисты о якобы нарочитом возмущении эвенкийского народа по этому поводу, с полной ответственностью могу сказать, что обвинение в воровстве для эвенков всегда было чем-то из ряда вон выходящим и неприемлемым так же как и сам этот грех. Исторически, воровство в среде эвенков считалось (и считается в настоящее время) недопустимым порочным явлением, что отмечали многие исследователи Сибири на протяжении длительного времени. Исследователь Амурской области Г.Е. Грум-Гржимайло восхищался «рыцарскими» особенностями характера эвенков, подчеркивал дух взаимной помощи и презрение к воровству и грабежу. И.Г. Георги отзывался о тунгусах так: «У них всегда на языке и на деле то, что на сердце. Лгать кажется им дурно: и сие самое предохраняет их от подозрения и клятв. Воровство и обман почитается у них столь позорным делом, что они по таковым попреканиям размениваются часто стрелами»[1]. Эти этнические особенности менталитета отражены в народном фольклоре и таких непреложных нормах морали как «Одё» - запреты и «Иты» - заповеди. «Никогда не бери то, что не положено тобой!», - гласит один из запретов эвенков. К сожалению, в современном обществе нередко преобладают иные ценности, когда в интересах кого-либо через СМИ неприглядный ярлык может быть необоснованно приклеен как к отдельному человеку, так и на целый народ.

Весьма актуальна на сегодняшний день проблема взаимоотношений хозяйствующих субъектов добывающей отрасли с общинами коренных малочисленных народов. На сегодняшний день в России практически ни одна добывающая компания, осуществляющая деятельность на территории к.м.н.с., не заинтересована в компенсации за нанесенный ущерб экосистеме и угодьям традиционного природопользования к.м.н.с. Существующие законодательные акты федерального и регионального значения пока не способны урегулировать, должным образом, отношения добывающих компаний и коренного населения. До настоящего времени не разработана система экологической и этнологической экспертизы, не решены многие другие актуальные вопросы данной проблемы.

На наш взгляд, опыт общины «Дылача» должен быть детально проанализирован и использован в планах развития хозяйствующих субъектов к.м.н.с. Отметим, что при этом чрезвычайно важно осознавать и учитывать предполагаемый уровень техногенного воздействия на сложный организм экосистемы, обеспечивающей ресурсы для традиционных видов деятельности к.м.н.с. – охоты, оленеводства и рыболовства.

Вернемся к вопросу о соотношении традиций и инноваций, рассматривая его с позиций истории, чтобы продемонстрировать, что определенное моральное право на нефрит, как на историческую составляющую собственных культурных традиций, у эвенков имеется.

Большинство исследователей связывает этногенез тунгусов с районами Прибайкалья-Забайкалья. Более полно и последовательно эта точка зрения разработана известным тунгусоведом Г.М. Василевич, по мнению которой ранние этапы развития прототунгусов происходили в пределах Прибайкалья, откуда позднее произошло перемещение прототунгусов на восток, а также на северо-запад[2]. Основанием для возникновения гипотезы являлись антропологическое сходство неолитических племен Прибайкалья и современных эвенков, а также многочисленные культурные параллели, собранные и проанализированные А.П. Окладниковым[3]. Дальнейшие антропологические исследования позволили подкрепить данный тезис, так как они показали приуроченность байкальского типа именно к тунгусо-маньчжурским народам Сибири[4]. По мнению Ю.Г. Рычкова охотничье-оленеводческий уклад тунгусского таежного номадизма имеет возраст не менее 2 тыс. лет, а в части охоты, которая в основном и сформировала баланс системы «человек – тайга», может иметь возраст 9 тыс. лет и более»[5]. Согласно представленной А.П. Окладниковым хронологии памятников неолита Прибайкалья, выделяются следующие этапы: Исаковский, Серовский, Китойский и Глазковский. Начиная с исаковского периода прибайкальского неолита получила стремительное развитие новая охотничья культура мобильных таежных охотников, вооруженных луками. На наш взгляд, истоки тунгусского культурного комплекса следует искать именно в развитии неолитической культуры «мобильных таежных охотников на лося»[6]. Наиболее полное соответствие эвенкийского культурного комплекса прослеживается с «глазковской» культурой Прибайкалья[7]. Это касается как особенностей мировоззрения[8], так и предметов материальной культуры[9], в том числе, характерного типа одежды[10] .

В культурном комплексе глазковцев нефрит занимал важное место. Глазковцы, как и их предшественники, широко использовали нефрит в качестве орудий труда. Например, среди прочих рыболовных орудий глазковцев, археологами были обнаружены нефритовые блесны[11]. Многие орудия труда глазковцев из нефрита демонстрируют существовавшие уже в то время взаимосвязи неолитических обитателей Байкала с Китаем, о чем «наглядно свидетельствуют поразительное сходство формы нефритовых топоров из глазковских погребений с формой древнекитайских топоров неолитического времени и такая же неожиданная близость белонефритовых кружков и колец Глазковского Прибайкалья к древним китайским нефритовым изделиям типов би, юан и хуан неолитического, иньского и раннечжоусского времени»[12]. Отметим также, что именно по расположению мелких нефритовых колец и крупных кружков А.П. Окладникову удалось реконструировать одежду глазковцев, которая оказалась наиболее близкой по покрою и способу украшения к распашной одежде эвенков[13]. Как видим, прямые предки современных эвенков более 3 тыс. лет назад использовали нефрит не только в качестве орудий труда и украшений, но и как средство товарного обмена с отдаленными территориями, в т.ч. племенами, населявшими территорию современного Китая.

Таким образом, в результате нашего небольшого обзорного исследования социально-исторического характера, поставленный вопрос о перспективах освоения коренными малочисленными народами новых видов деятельности остается открытым. Ответ на него предстоит получить в будущем, когда опыт, подобный опыту эвенкийской общины «Дылача» будет не единичным.


23 фев 2013, 20:42
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 янв 2010, 16:01
Сообщения: 1363
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
Слюдян, в тексте содержится множество ссылок. Он явно откуда-то скопирован.
1. Укажите источник.
2. Приведите список литературы.
Пожалуйста.

_________________
Тот, кто не с нами, тот просто устал


23 фев 2013, 22:27
Профиль
Хитник

Зарегистрирован: 03 июн 2011, 16:22
Сообщения: 1034
Откуда: Иркутская область
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
http://www.protown.ru/information/hide/6520.html

http://www.sivir.ru/dylacha/
Варламов А.Н. д.ф.н. ИГИиПМНС СО РАН
[1] Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве проживающих народов, также их житейских обрядов, веры, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей. Ч. I-III. – СПб., 1775-1779. - с. 37.
[2] Василевич Г.М. Эвенки. Историко–этнографические очерки (XVIII–начало ХХ в.). – Л.: Наука, 1969. – c. 15.
[3] Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья: Историко-археологическое исследование.- Ч. I и II.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - № 18.- 412 с.
[4] Алексеев В.П., Гохман И. И. Антропология Азиатской части СССР. – М.: Наука, 1984. – с. 168.
[5] Рычков Ю.Г. Кочевники Сибирской тайги (этноэкологическая грань проблемы сохранения биоразнообразия) // Природа. 1995. N 1. – С. 52-59.
[6] Варламов А.Н. Лук в эвенкийском эпосе и неолитических памятниках Прибайкалья: к вопросу о соотношении фольклора и археологии // Вестник Читинского государственного университета. 2010. - № 9. -С. 36-42.
[7] Варламов А.Н. Реконструкция основных этапов истории тунгусов: по материалам фольклора и смежных наук // Вестник Поморского ун-та. 2010. № 9. – С. 121-128.
[8] Василевич Г.М. Ранние представления о мире у эвенков // Труды ин-та этногр., 1959, Т. 51. – С. 162–163.
[9] Василевич Г.М. К проблеме этногенеза тунгусо-маньчжуров (по материалам изучения колыбелей) // Известия Сибирского отделения академии наук. 1963, Отдельный оттиск. – С. 57–61.
[10] История Сибири с древнейших времен до наших дней Т. 1. Древняя Сибирь / под ред. А.П. Окладникова. – Л.: Наука, 1968. – с. 200.
[11] Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. III. – М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1955. – с. 109-110.


http://www.sati.archaeology.nsc.ru/muse ... 49&lcn=907

http://www.pribaikal.ru/obl-inhabitant.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%EB% ... F%ED%EA%E0)

http://www.organizmica.org/archive/710/dtpr.shtml


:zila:


24 фев 2013, 05:31
Профиль
Хитник

Зарегистрирован: 03 июн 2011, 16:22
Сообщения: 1034
Откуда: Иркутская область
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
так что добыча и переработка, нефрита традиционный промысел эвенов Еще в неолите копали :D


24 фев 2013, 05:38
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 янв 2010, 16:01
Сообщения: 1363
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
Спасибо большое, Слюдян!

Когда человек открывает для себя магию камня, образцы совершенно разного происхождения, точно метеориты, слетаются в заветную коробочку. Я очень хорошо помню это замечательное время. Почему-то оно все чаще вспоминается.

Одним из таких "метеоритов", отравивших сладким ядом мое беззаботное детство, был полированный кругляш забайкальского нефрита. Находясь в сговоре с саранинским уваровитом, березовскими снежными халцедонами, тиманским агатом и дашкесанским гранатом, он сделал свое дело.

_________________
Тот, кто не с нами, тот просто устал


24 фев 2013, 09:39
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 22:14
Сообщения: 3524
Откуда: Реж, Свердловской
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
:)


24 фев 2013, 19:56
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 апр 2010, 11:30
Сообщения: 1857
Откуда: Сев.Кавказ
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
А чего все крутится вокруг Бурятии?!
На Сев.Кавказе есть очень достойный нефрит.
Да, он темнее забайкальского. Зато плотный и хорошо берет полировку.
Если кому интересно - могу выложить фото приполированных образцов.


25 фев 2013, 21:00
Профиль
Хитник

Зарегистрирован: 03 июн 2011, 16:22
Сообщения: 1034
Откуда: Иркутская область
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
....кому и корова невеста.... :shock:
а о нефрите очень рекомендую книгу :


Вложения:
IMG_7384.JPG
IMG_7384.JPG [ 141.23 КБ | Просмотров: 1523 ]
отправить.jpg
отправить.jpg [ 99.56 КБ | Просмотров: 1524 ]
главная книга о нефрите 2.jpg
главная книга о нефрите 2.jpg [ 80.29 КБ | Просмотров: 1523 ]
главная книга о нефрите 1.jpg
главная книга о нефрите 1.jpg [ 56.23 КБ | Просмотров: 1523 ]
27 фев 2013, 18:57
Профиль
Хитник

Зарегистрирован: 03 июн 2011, 16:22
Сообщения: 1034
Откуда: Иркутская область
Сообщение Re: о незаконной добычи нефрита в Республике Бурятия
Главная книга :zila:


Вложения:
резьба 3.jpg
резьба 3.jpg [ 52.37 КБ | Просмотров: 1521 ]
главная книга о нефрите4.jpg
главная книга о нефрите4.jpg [ 85.22 КБ | Просмотров: 1521 ]
главная книга о нефрите 3.jpg
главная книга о нефрите 3.jpg [ 64.97 КБ | Просмотров: 1521 ]
27 фев 2013, 19:04
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 63


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Смайлы колобки http://kolobok.us/
Русская поддержка phpBB