Текущее время: 19 окт 2017, 07:02




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
 Забытая узкоколейка 
Автор Сообщение
Изобретатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 фев 2013, 13:52
Сообщения: 2884
Откуда: सेर्गेय
Сообщение Забытая узкоколейка
Выкладываю для Батьки, мы с ним несколько раз обсуждали дорогу по старой узкоколейке, но информации по ней не было. И тут я буквально случайно (случайно ничего не бывает) наткнулся на описание и небольшую карту по старой узкоколейной дороге. Где-то там, в сильно непроходимых дебрях, лежат несколько глыб чистейшего кианита невероятно больших размеров. Когда туда поеду - крикну. ;)

Цитата:
Воздвиженский стекольный завод основан в 1820 году. Одним из основных видов топлива для стекольного завода являлся торф, добывавшийся в окрестностях села Воздвиженка. В период Великой Отечественной войны (1941-1945) была построена узкоколейная железная дорога от Шумихинского торфомассива, расположенного севернее озера Окункуль, до стекольного завода.

Воздвиженский стеклозавод, построенный Зубовым Н.П. в 1820 году, использовал для выплавки стекла (плавления шихты) в качестве топлива сперва древесный уголь, дрова, а потом торф, а еще позже – газ.

В связи с большим потреблением древесного угля на здешние заводы требовалось много леса, в частности березы, и затрачивался огромный труд на томилках. Реконструировав печи, заводы переходили на более дешевые и эффективные виды топлива. Одним из таких является торф. Для стеклозавода добывали (резали) торф на Малом Багаряе, что в трех километрах от села. Сюда была кинута во время войны узкоколейка, и уже просушенный торф брикетами складывали в вагонетки и конной тягой доставляли на завод. По речке Шумиха (она начинается с Больших Казачьих болот и названа Шумихой потому, что шумит водой на перекатах) сделали дренаж, углубив русло (появилось еще название – Копанка).

Образовался поселок. Летом торф заготавливали, живя здесь, а зимой, по «зимнику», по ледянке (для лучшего скольжения колею поливали водой) через Окункуль вывозили торф в коробах на завод.

Во время войны силами трудармейцев (немцев с Поволжья) потянули узкоколейку с одним железнодорожным деревянным мостом через протоку, соединяющую озеро Окункуль с малым Окункулем, до Шумихи. Вагончики и мотовозик (тот же трактор с двумя колесными парами и цепной передачей), потом и паровозик с пассажирским вагончиком были привезены со «старой» Черемшанки, где с шахт доставлялась руда, а потом по широкой колее перевозили в Уфалей.
Паровозик – это маленькая копия паровоза (серия ОП219), также с тендером, ходил на угле и дровах, обслуживали его машинист и кочегар. Но он не прижился, так как был трудоемок в эксплуатации. Легкий дизельный мотовозик, набравши скорость, с грузом мотало из стороны в сторону, отчего он часто сходил с рельсов, но его было легче поставить обратно. Он был проще в обслуживании, но, конечно, по силе уступал паровозику.

Обычно рано утром собирались рабочие, размещались в пассажирском сидячем вагончике, к которому было прицеплено еще четыре платформы с нарощенными бортами, и ехали на Шумиху. Ходу было около часа. Вечером груженый, но уже под горку, мотовозик возвращался на завод.

…Узкоколейкой пользовались до 1967 года, когда подвели газ, тогда же прекратилась добыча торфа, и Шумиха не стала больше такой шумной. Длительное время продолжали лежать ржавые рельсы.



Вложения:
vozdvijenka.jpg
vozdvijenka.jpg [ 139.22 КБ | Просмотров: 304 ]

_________________
Готовь камень летом, а каёлку зимой..
19 сен 2017, 16:47
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 08:22
Сообщения: 1103
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Забытая узкоколейка
Интересная информация. Не знал, что торф разрабатывали именно для стекольного завода. Работы были масштабные, если судить по целой сети узкоколеек. Попробую схемку позднее найти. К сожалению пройти по ним не удалось. Все заросло кустарником и травой до такой степени, что проще просто идти по дикому лесу. До речки не смог добраться ни в одном месте - невозможно продраться через заросли. Там еще и бобры постарались - низкие участки оказались подтоплены. Не раз натыкался на разведочные канавы(?). Возможно это работы проводились в 30-е годы на мусковит. Поковыряться в отвалах тоже не получилось, опять же из-за густых зарослей...

А вот еще один интересный случай: всегда существовала горка с местным названием ПерЕменная, с ударением на второе Е. Картографам показалось это слово неприличным - так появилось на карте новое название Шляпка.

_________________
Гляди в оба!


23 сен 2017, 22:36
Профиль WWW
Горщик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 окт 2012, 03:54
Сообщения: 559
Откуда: Свердловской обл.
Сообщение Re: Забытая узкоколейка
Образец продукции ВоздвNжNн./С/ Завод
Изображение Изображение

_________________
Изображение


27 сен 2017, 13:32
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Смайлы колобки http://kolobok.us/
Русская поддержка phpBB