Текущее время: 03 дек 2022, 05:03




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
 Неудобные вопросы историкам Гражданской войны на Урале. 
Автор Сообщение
Заинтересованный

Зарегистрирован: 03 сен 2018, 21:44
Сообщения: 37
Сообщение Неудобные вопросы историкам Гражданской войны на Урале.
В коллекции документов «Китайские рабочие на Урале в годы Первой мировой войны» Электронной библиотеки исторических документов Российского исторического общества, опубликована справка, содержащая сводные сведения о наличии китайцев и корейцев, работающих в Богословском округе на 1 ноября 1917 года (в таблице указаны сведения на 1 декабря того же года). Согласно этого документа, на Самском железном руднике находилось 114 китайских рабочих и 78 китайцев было перенаправлено с рудника в другие «цеха и отделения» (т.е., до ноября 1917 года на Самском руднике находилось 192 китайских рабочих). На строящейся Самской железной дороге - 33 китайских рабочих (в том числе вновь прибывших - 32). Видимо составитель таблицы пользовался черновиком, написанным неразборчивым почерком, а сам он никогда не был на Самском и Покровском железных рудниках. Самская железная дорога в таблице указана, как «Саткинская», Самский рудник – «Самсоновский», а Покровский рудник, где находилось 52 китайских рабочих, в том числе четверо больных, автор таблицы указал, как «Пахомовский» (ГАСО. Ф.45, On.1, Д.1099, Л.1-1 об.). Умерших китайцев, по соглашению с их драгоманами, должны были отправить на их родину и кремированные останки предполагалось паковать в специальные ящики (Докладная записка драгомана китайских и корейских рабочих Богословского округа М.Е. Сякина управляющему округом С.С. Постникову с просьбой разрешить эксгумацию умерших китайских рабочих в целях перезахоронения их на родине от 2 ноября 1917 года. ГАСО. Ф.45, On.1, Д.263, Л.2-2 об.). По-видимому, всех умерших китайских рабочих на Самском железном руднике вывезли в поселок Марсяты, до которого дотянули к 1918 года железную дорогу. Но начавшаяся Гражданская война не позволила их отправить в Китай и они, вместе с трупами китайцев, умерших на строительстве железной дороги – были захоронены в Марсятах.
Подрядчиком по доставке на работы в Надеждинском заводе китайцев являлся ляховический мещанин Слуцкого уезда Минской губернии Арон Гиршев Нахимович Рубинраут, владевший в Харбине транспортной конторой. В Надеждинском заводе у Рубинраута служили помощниками мещанин Гомельского (по другим сведениям – Рогачёвского) уезда Могилевской губернии Лейба Мордухов Иткин и городецкий мещанин Рогачёвского уезда той же губернии Фролин Ешкович Валецкий. Рубинраут подозревался в сношениях с германскими агентами в Маньчжурии, куда он часто ездил по делам и где проживала его семья. В рапорте верхотурского уездного исправника Г.И. Рупинского особоуполномоченному по охране Екатеринбургского и Верхотурского уездов о возможной причастности подрядчиков китайских рабочих на Надеждинском заводе к шпионажу в пользу Германии от 4 января 1917 года сообщалось, что «Мое впечатление от Рубинраута таково, что этот еврей, который, как и все евреи, не упустит случая нажить деньги на китайском труде. С военнопленными и вообще служащими немецкого происхождения Рубинраут никакого общения и сношения не имеет, и не было случая, чтобы он был замечен в каком-либо общении с военнопленными [...]» (ГАСО. Ф.183, On.1, Д.72, Л.301-301 об.).
Китайские рабочие, которых завезли в конце 1916 года, размещались на Самском железном руднике в двух бараках, построенных юго-восточнее пруда, получившего, как и китайский поселок, названия - «Шанхайского». По всей видимости, китайцев использовали на вспомогательных работах по вывозке породы в отвал и заготовке леса. Вероятно, китайскими рабочими была построена узкоколейная железная дорога к Северным карьерам Самского рудника.
Достоверных сведений о судьбе китайских рабочих, остававшихся в Богословском горном округе после Октябрьской революции до захвата севера Верхотурского уезда Белой армией в октябре 1918 года, не имеется. Руководство Округа до ноября 1917 года, да и после формальной его национализации большевиками, всячески препятствовала отъезду иностранных военнопленных, равно как и китайцев, ввиду критического значения этой рабочей силы для продолжения строительства железной дороги к Самскому руднику, а также добычи железной руды на Самском, Покровском и Ауэрбахском рудниках. Кроме того, после мятежа чехословацкого легиона, какое-либо упорядоченное движение по Транссибирской магистрали и выезд китайцев на родину стали не возможными или крайне затруднительными. Испытывавшие всевозможные притеснение со стороны служащих Богословского округа, китайские рабочие, даже учитывая культурные и языковые барьеры, в своей массе не могли не симпатизировать новой власти. Их присутствие в составе военных отрядов, сформированных до июля 1918 года в Турьинских рудниках, Богословском и Надеждинском заводах, известными историческими источниками не зафиксировано. С другой стороны, историки, обращавшиеся к теме участия китайских рабочих в событиях Гражданской войны на Урале (Сильченко И.С., Борисов А.Г. и др.) указывали, что в конце июля 1918 года в Верхотурском уезде был сформирован первый военный отряд из китайских рабочих Надеждинского и Алапаевского заводов, который возглавил Ли Пу Сен. В дальнейшем, данный отряд влился в 225-й стрелковый полк, командование которым осуществлял бывший уполномоченный по делам китайских рабочих в Вяткой и Пермской губерниях Жен Фучень. Китайские интернационалисты принимали участие в боях на реке Актай и в районе станции Выя, где большая часть остатков полка была уничтожена в ходе ночного наступления белогвардейцев. Вероятно, не менее трагично сложилась судьба китайцев, не решивших принять участие в Гражданской войне и не успевших выехать на родину. По предварительным итогам переписи населения 1920 года, проведенной в соответствии Постановления ВЦИК 7-го созыва № 28 от 8 февраля 1920 года, за восемь месяцев белогвардейской оккупации севера Урала в качестве пропавших без вести военнопленных и прочих лиц (к которым, вероятнее всего, относились и китайские рабочие) числилось: в Надеждинске и Надеждинской волости – 50 мужчин и 4 женщины, в Богословской волости – 24 мужчины и 6 женщин, в Верх-Сосьвенской волости – 39 мужчин и 1 женщина, в Всеволодо-Благодатской волости (Южно-Заозерской даче Зауральского горнопромышленного акционерного Общества, где находилось на начало 1918 года 200 иностранных военнопленных) – 42 мужчины и 1 женщина, в Турьинской волости, на территории которой находились Самский железный рудник и станция Марсяты Самской железной дороги – 49 мужчин и 3 женщины (всего 226 человек из 2026, местонахождение и судьба которых не была достоверно установлена). То есть, куда они делись остававшиеся в Богословском горном округе военнопленные и китайские рабочие после его захвата войсками белой Сибирской армией - не известно. Возможно их перебили всех, также, как и остававшихся военнопленных (чехословаки пленных венгров и австрийцев зачастую закапывали в землю живьем).
По какой-то непонятной мне причине, исследователи истории Гражданской войны на Урале стыдливо обходили стороной вопрос о судьбе иностранных граждан на севере Верхотурского округа в период белогвардейской оккупации. Будем надеяться, что когда-нибудь на территории бывшего Богословского округа будут установлены все массовые захоронения не только военнопленных периода Первой мировой войны, но и китайских рабочих, выяснены обстоятельства их гибели, названы имена их палачей.


03 апр 2022, 23:48
Профиль
Копач

Зарегистрирован: 02 мар 2020, 15:44
Сообщения: 188
Сообщение Re: Неудобные вопросы историкам Гражданской войны на Урале.
В соседнем от нас селе Деево были расстреляны 13 китайских красногвардейцев. Достоверно известна история и место. Собирались памятник ставить, приглашали китайскую сторону, но так дело и заглохло. Так что не сильно и они о своих заботятся.


14 апр 2022, 15:08
Профиль
Заинтересованный

Зарегистрирован: 03 сен 2018, 21:44
Сообщения: 37
Сообщение Re: Неудобные вопросы историкам Гражданской войны на Урале.
Дело не в том, озабочено правительство Китая о судьбе своих граждан или нет. ФРГ тоже не проявляет интереса о судьбе своих военнопленных периода Первой Мировой войны. Дело в самих нас, потому что "новые русские" навязывают нам свою версию истории, в которой только кровавый бунт тупого быдла, все помыслы которого заключались в отъеме священной частной собственности лучшей части русского общества и создание людоедского режима, основанного на подавлении прав и свобод личности и целых социальных групп. Я совсем не коммунист, но меня смущает государственная политика, где рассуждения о классовой борьбе приравнивается к экстремизму, а дискурс государственной идеологии, наличие которой лицемерно отрицают, сводится исключительно к антисоветизму. А ведь великий, по моему мнению, уральский поэт Игорь Кормильцев заметил, что со времен фараона Тутанхамона "Правда всегда одна".


16 апр 2022, 00:25
Профиль
Заинтересованный

Зарегистрирован: 03 сен 2018, 21:44
Сообщения: 37
Сообщение Re: Неудобные вопросы историкам Гражданской войны на Урале.
24 августа 1917 года между управляющим Акционерного общества Богословского горного округа С.С. Постникова и Семеном Абрамовичем Азарновым был заключен договор «въ строительный сезонъ т.е. 15 октября, подрядъ по производству земляных работъ на Самском подъездном пути между рекой Межевой и Самскимъ рудником въ количествь, сколько будетъ возможно произвести при предоставленномъ количествь военнопленныхъ (около 550 человекъ) и составъ, вагоновъ, платформъ и паравозовъ». Бараки, склады, пекарни и другие помещения, имеющиеся на линии, равно как необходимый инвентарь, передавался С.А. Азарнову согласно особой описи на время работ в безвозмездное пользование. На С.А. Азарнова же возлагалась обязанность возведение новых бараков для содержания военнопленных и иной рабочей силы. Согласно договора, С.А. Азарнов имел право вести работы по самому облегченному продольному и поперечному профилям с целью скорейшей подготовки полотна под укладку, руководствуясь указаниями представителя Управления (начальника службы пути Богословско-Сосьвинской железной дороги Александра Всеволодовича Загоринского – Ю.Н.). Работы по постройке Самской ж.д., как следует из договора, велись с 10 июля 1917 года и по истечении срока договора, С.А. Азарнов был обязан передать военнопленных и инвентарь Управлению БГЗО.

В сентябре-октябре 1917 года завком Надеждинского завода рассматривал вопросы по ликвидации разрухи на железной дороге, обеспечивающей подвоз руды к заводу из Покровского и Баяновских железных рудников, принадлежащих Богословскому округу (ЦГАОР. Ф.1235, Оп.1, Д.13, лл. 25-26 об.). Рассматривался вопрос о продолжении строительства железной дороги к Самскому и Северному рудникам. При этом, большевики, как и представители других политических партий, заседавших в Надеждинском Совете (а позже – и в деловом Совете Надеждинского завода и БГЗО, сформированном в апреле 1918 года) не настаивали на изменении статуса и порядка содержания иностранных военнопленных и, фактически, солидаризировались с Правлением Богословского Горного Округа, которое всячески препятствовало отъезду военнопленных, как зачисленных в чехословацкий добровольческий корпус, так и передаче германских и австро-венгерских подданных для их обмена на российских военнопленных, несмотря на требования членов комиссии шведского Красного Креста и Центральной коллегии по делам пленных и беженцев (Центропленбеж), образованной в составе Народного комиссариата по военным делам РСФСР Декретом СНК РСФСР от 27 апреля 1918 года. По данным на 9 сентября 1917 года, на медных и железных рудниках округа (Васильевском, Фроловском, Воронцовском, Самском, Покровском, Ауэрбахском, а также в «разведочном цехе») трудилось 2 756 военнопленных (ГАСО. Ф.50, Оп.2, Д.3184, л.324). Причем, несмотря на все меры, предпринимаемые Временным правительством и сменившими их большевиками, количество пленных в Богословском округе нисколько не сокращалось. Суржикова Н.В., в своей работе «Военнопленные в Богословском горном округе: Статистика и экономика» указывала, что 27 января 1917 года из Солигалича в БГЗО прибыло 68 пленных (всего в январе–феврале 1917 года из Вязников, Ивано-Вознесенска, Калязина, Котельнича, Любима, Мологи, Москвы, Нижнего Новгорода, Переяславля, Солигалича, Судогды, Чухломы и Шуи в округ прибыло 1785 военнопленных), 4-21 октября того же года - 486 из Екатеринбурга, 12 октября - 559 из Пензы, 19 октября – 49 из Челябинска, 24 октября – 15 из Казани. Военнопленные, пользуясь разложением охраны, сформированной из раненных и освобожденных из плена солдат, разгильдяйством нарядчиков, всячески уклонялись от работ на рудниках и строительстве железной дороги. Со слов местных старожилов, они обращались к жителям окрестных деревень с просьбами нанять их на сенокосы и любые другие работы, женились на местных девицах или шли примаками к вдовам. Нередко, пленные открыто вступали в конфликт с охраной и начальниками участков. Так, согласно докладной главного лесничего БГО Барышникова от февраля 1916 года, прибывшая в его распоряжение партия румын, направленная в Марсятское лесничество, сразу работа­ ла из рук вон плохо. Пленным уменьшили паек и увеличили чис­ло охранников, которые прибегли к физическим методам воздействия на своих подопечных, после чего румыны вообще бросили работу и ушли в село Адриановское, где их и задержал полицей­ский урядник (ГАСО. Ф.45, Оп.1, Д.228, л.17). О качестве выполненных на строительстве Самской ж.д. работ можно судить по акту №1 от 12-го августа 1920 года, в котором «согласно распоряжения Коллегии Урал-бюро от 2-го июля с/г мы нижеподписавшиеся: Нач. службы пути и зданий Комаров; Завед. постройкой Богословской-Сосьвинской ж. дороги Н.Ф. Липин сдали, а завед. 2-го участка постройки железнодорожной линии Надеждинский завод – Северный рудник В.Е. Пуценко и завед. 1-й дистанции 2-го участка той же постройки К.И. Безухов приняли Самскую железную дорогу согласно четырёх приложенных при сём ведомостей. Кроме того, принято 57 верст (пятьдесят семь) уложенного пути. При сём оказалось, что путь совершенно не пригоден ни к какому движению, что во многих местах насыпь совершенно провалилась в болото и рельсы с шпалами висят в воздухе. Выемки заплыли почти всюду и кроме кюветов во многих местах затопили и полотно пути. Рельсы на всём протяжении уложены без всякого соблюдения технических условий об укладке пути. Рельсы разного типа, укладных материалов (накладок, подкладок, болтов и костылей) уложено не более 50%» (АОАСГО. Ф.Р-83, Оп.1, Д.6.).

Официально, строительство Самской ж.д. продолжалось до конца 1917 года. 2 января 1918 года Управление БГЗО ликвидирует отношения с подрядчиком Азарновым и поручает Главному Лесничему принять военнопленных, лошадей, нарубленные дрова. Конторе подъездных путей было поручено принять железнодорожный инвентарь, а Продовольственному Отделу - принять соответствующие продовольственные материалы. Вопрос о дальнейшей постройке ж.д. решено было оставить открытым, до выяснения надобности в руде Самского рудника, так как вследствие сокращенной деятельности Надеждинского завода, потребность в Самской руде может возникнуть не ранее, чем через год, а железная дорога имеет задачу вывоз лесных материалов. Военнопленные и китайские рабочие, ранее занятые на строительстве железной дороги, были задействованы на добыче железной руды на Самском руднике, марганцевой руды на Марсятском руднике, белой огнеупорно глины в районе деревни Березовая Гарь (Вишера), заготовке сена и дров. (АОАСГО. Ф.Р-83, Оп.1, Д.9-41). Согласно данным, указанным в вышеупомянутой работе Суржиковой Н.В., к середине июля 1918 года, на рудниках, каменоломне и угольных копях Богословского горного округа оставалось работать 464 военнопленных (ГАСО. Ф.24, Оп.26, Д.43, л.171,184,205). К сожалению, отсутствуют данные о количестве военнопленных, находящихся в распоряжении Марсятского и Петропавловского лесничества, Масловской выемки и в казармах по трассе Самской ж.д., занимавшихся заготовкой дров.


06 сен 2022, 00:08
Профиль
Заинтересованный

Зарегистрирован: 03 сен 2018, 21:44
Сообщения: 37
Сообщение Re: Неудобные вопросы историкам Гражданской войны на Урале.
В настоящее время, из четырнадцати с половиной тысяч военнопленных находившихся на декабрь 1917 года в БГЗО, достоверно установлена судьба лишь нескольких умерших военнопленных по записям метрических книг Введенского собора Богословского завода (19-ти человек в период времени с 19 мая 1915 года по 26/28 апреля 1918 года) и 91-го человека, изъявивших желание поступить добровольцами в чехословацкий корпус, переданных управлением БГЗО через милицию в распоряжение подпоручика чехословацкой армии Г. Пифеля (из депеши главноуправляющего Богословского горного Округа С.С. Постникова Верхотурскому уездному воинскому начальнику полковнику Саульскому от 1 сентября 1917 года (АОАСГО. Ф.Р-150, Оп.1, Д.11, л.1). Пока не оцифрованы записи метрических книг Максимовской церкви Турьинских рудников, храма во имя святых Апостолов Петра и Павла бывшего села Петропавловского (ныне города Североуральск), Спасо-Преображенского храма Надеждинского и Александро-Николаевского храма Сосьвенского заводов, однако, вряд ли эти книги содержат, в общей сложности, более сотни имен умерших военнопленных за интересующий нас период времени.


18 ноя 2022, 22:08
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Смайлы колобки http://kolobok.us/
Русская поддержка phpBB