Текущее время: 28 мар 2024, 18:10




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 Не только про камни (краеведение Артёмовского района) 
Автор Сообщение
Копач

Зарегистрирован: 04 дек 2013, 14:27
Сообщения: 297
Откуда: Челябинск
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
а что за интересный карамультук без приклада?


07 фев 2017, 14:26
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1702
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Poll1248 {L_WROTE}:
а что за интересный карамультук без приклада?

Обрез берданки. В те времена волков было больше, а дети были самостоятельнее.


07 фев 2017, 17:17
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39
Сообщения: 8826
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Да, Сергей... Ты по хорошему удивляешь.
Ты совершенно по другому с этими исследованиями раскрываешься...
Ну, то есть совершенно иначе.
Не перестаю тебе удивляться :thumb:

_________________
"Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого
краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]


08 фев 2017, 20:46
Профиль ICQ WWW
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1702
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Спасибо. :oops:
А если серьёзно, то хочу надеяться, что эта писанина поможет скрасить коллегам нынешнее долгое межсезонье.


09 фев 2017, 08:36
Профиль
Поисковик

Зарегистрирован: 21 ноя 2015, 00:32
Сообщения: 317
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Наверное, я что-то упустил.
Если Покровское на известняках стоит,то где вы там с Ериковым агаты на полях собирали?


09 фев 2017, 22:29
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1702
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
альв {L_WROTE}:
Если Покровское на известняках стоит,то где вы там с Ериковым агаты на полях собирали?

Так поля не в самом Покровском пахались.
А там не известняки.


10 фев 2017, 09:15
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39
Сообщения: 8826
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
альв {L_WROTE}:
Наверное, я что-то упустил.
Если Покровское на известняках стоит,то где вы там с Ериковым агаты на полях собирали?

Вот про те поля немного (в том числе):
http://форум.хитник.рф/viewtopic.php?f=8&t=4383
Сердолики там великолепные по цвету и прозрачности.

_________________
"Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого
краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]


10 фев 2017, 14:13
Профиль ICQ WWW
Поисковик

Зарегистрирован: 21 ноя 2015, 00:32
Сообщения: 317
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Я Толяю(царство ему небесное) немало переполировал этого добра,только сердоликов там, хорошо если половина была. И цвет у них был не привычно-железистый,а какой-то просто красный или розовый,какой не встретишь ни в Зырянке-Чернушке,ни в зейских и прочих сердоликах. А вот хитросложенные агрегаты типа "переливт" как раз и привлекли моё внимание.


Вложения:
26 агат с.Покровское.JPG
26 агат с.Покровское.JPG [ 118.13 КБ | Просмотров: 2396 ]
10 фев 2017, 15:22
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39
Сообщения: 8826
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Это оттуда? Из Покровского? Таких не видел, вроде.

_________________
"Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого
краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]


10 фев 2017, 21:00
Профиль ICQ WWW
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1702
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Да там всякого было полно. Руки не доходят поснимать качественно да оформить галерею.
На полях теперь делать нечего, они давно не пашутся, там лес по краям уже вырос, скоро всё вообще зарастёт.
Серый {L_WROTE}:
альв {L_WROTE}:
Если Покровское на известняках стоит,то где вы там с Ериковым агаты на полях собирали?

Так поля не в самом Покровском пахались.
А там не известняки.

Летом на одной из копей (на "Свинарнике") был один очень грамотный приезжий минералог. Я его попросил написать про геологию этой копи. Он написал типа отчёта. Там много непонятных для меня терминов, долго пришлось разбираться со словарём. Но вот вполне понятная цитата оттуда: "Вмещающими породами агатов являются как палеотипные (более древние, впоследствии сильно изменённые) излившиеся породы – диабазы, базальтовые порфириты, мелафиры, так и кайнотипные (более молодые, первичные) - липариты, базальты."
{L_ATTACHMENT}:
А017_001.jpg
А017_001.jpg [ 126.55 КБ | Просмотров: 2358 ]


10 фев 2017, 21:46
Профиль
Поисковик

Зарегистрирован: 21 ноя 2015, 00:32
Сообщения: 317
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Когда я в первый раз увидел михирёвские агаты из порфиритов,то слегка удивился их чистому красному цвету. Такому же,как и у покровских,вот ттько счас сообразил соотнести. Правда,Михирям до того разнообразия далеко.


11 фев 2017, 23:10
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1702
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Не только про камни
Скиф {L_WROTE}:
Ого...но серьезно - раньше не знали,что там правда есть месторождение? Если нет, то правда - хитническая чуйка очень сильная!
Прям обожаю такие истории и открытия если все правда! :thumb:

"Чуйку" или интуицию можно, видимо, хорошо развить, если только постоянно заниматься разведкой, и летом и зимой. Увы, этим занимались постоянно только деды - горщики. Про нынешних геологов - ну, не знаю.
Я так подумал, и решил, что, может быть, существует ещё один вариант безошибочного выхода на "точку", хотя бы на когда-то разведанное дедами месторождение камня. Когда-то даже рассказ написал на эту тему. Куда-то я его засунул... Склероз проклятый...
Старость - не радость...
А, нашёл. Сейчас выставлю. Только не сюда, а в "Байках". Там ему самое место.


20 фев 2017, 13:46
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1702
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
Лет десять назад заинтересовался я бывшими узкоколейками на территории района. Была у меня когда-то даже рукописная карта Егоршинского района, где эти УЖД были обозначены, только затерялась та карта ещё до того, как интерес к узкоколейкам появился. А когда стал вплотную изучать узкоколеечный вопрос, то обнаружилось много интересного. Ну, вот например:

БОЛЬШОЙ НАСЕСТ С ПАРОВОЗОМ (2010 год)

Время от времени грибники, ягодники, охотники - да и вообще люди, часто посещающие леса, натыкаются порой на остатки насыпей и прочих сооружений бывших железных дорог. Как правило - узкоколеек.
Часть узкоколеек обозначена на старых картах Егоршинского района. Но порой и этого нет. А те, что обозначены, - не всегда действительно были узкоколейками. Например, та, что шла от станции Талый Ключ на юг - в лесные чащи Липовских Печей.
Старожилы посёлка Красногвардейского ещё помнят, что называлась она ОНЖД - однорельсовая навесная железная дорога («Я на навесной тогда работал»). А по сути своей это была монорельсовая дорога, очень сегодня модное понятие. Но в окрестностях Красногвардейского (тогда - Ирбитского завода) эта дорога функционировала уже в самом начале 1930-х годов.
По сохранившимся воспоминаниям начальника строительства ОНЖД А. Т. Тонкошкурова, в 1929 году в посёлке Ирбитский завод был организован механизированный лесопункт, а до того времени заготовка леса велась исключительно вручную; вывозка хлыстов производилась на лошадях. Работа носила сезонный характер, так как трудились здесь колхозники только в зимний период (с весны до осени все были в полях). Да и производительность труда была невысокой: пара лошадей могла вывезти на расстояние 5 км четыре хлыста по 6-8 кубометров за полный световой день.
Но к началу 30-х годов развернулась индустриализация страны, потребовалось огромное количество строительных материалов, а потому возникла необходимость переводить лесную промышленность с сезонного конвейера на постоянно работающий. Ну, и механизацию при этом необходимо было внедрять.
В 1929 году правительство обязало Союзлеспром в кратчайший срок перевести леспромхозы на промышленно-индустриальную основу, а для вывоза леса использовать железные дороги. Там, где рельеф местности и болота не позволяют делать насыпь для узкоколейки, рекомендовалось возводить навесные дороги. По плану, в СССР должно было быть построено свыше 500 км однорельсовых железных дорог.
Был заключен договор с США на поставку оттуда рельсов, мотовозов и металлоконструкций. Первая ОНЖД была построена у села Красный Яр Горьковской области. Вторая должна была появиться на Урале, в Ирбитском заводе.
К строительству эстакады приступили 1 июня 1930 года. Однако США поставили в СССР 100 километров рельсов, 5 мотовозов, 1000 колес - и отказались от дальнейших поставок. Видимо, хотели таким образом затормозить развитие нашей промышленности. Основная часть поставок ушла на Красноярскую ОНЖД, а на строительство Ирбитско-заводской попало лишь 25 километров рельсов.
{L_ATTACHMENT}:
Монтаж ОНЖД.jpg
Монтаж ОНЖД.jpg [ 94.86 КБ | Просмотров: 1950 ]

В Свердловске состоялось срочное расширенное заседание обкома партии. Принято решение: крупные машиностроительные заводы Урала должны оказать техническую помощь стройке.
Не хватает людей? Отправить на строительство 300 репрессированных, но только жить они должны вдали от населенных пунктов. Это условие выполнить было нетрудно - новых работников поселили в бараках, что были уже отстроены в 115-м квартале. Там же располагались столовая, баня, вырыт колодец. На 110-м квартале разместились 250 колхозников, завербованных на стройку.
Техническую помощь первым стал оказывать Ирбитский листопрокатный завод - оттуда пошли на стройку крепежные болты, костыли для крепления рельсов и т. д. А коллектив завода на субботниках забил 1250 свай для эстакады (5 километров пути).
В октябре 1931 года Верх-Невянский завод (так - в тексте воспоминаний) поставил первую партию чугунных колес. К июню 1932 года было изготовлено 40 вагонов.
Эстакада вызвала большой интерес у жителей поселка и окрестных деревень. Сюда подтягивались толпы зевак, которые посмеивались и говорили, что вот, зачем-то строят большой куриный насест.
Тем временем началась пробная эксплуатация первого участка дороги. Так как мотовозов еще не было, то тягловой силой являлись лошади, которые тянули вагоны при помощи каната. Для прохода лошадей пришлось дополнительно построить мосты через речки Крутую и Ирбит.
Первое же испытание дало положительные результаты: вагонетку с 14 кубометрами леса лошадь провезла за 55 минут, «при этом она даже не вспотела». Следующий этап: три вагона, 42 кубометра, одна лошадь. Проход успешный.
В сентябре 1932 года первенец индустрии Урала - Уралмашзавод - поставил на стройку моторы и прочее оборудование для мотовозов.
Умельцы-механизаторы за 10 дней собрали первый мотовоз. Это было торжественным окончанием стройки. В октябре 1932 года из Москвы прибыла государственная комиссия, которая приняла ОНЖД в эксплуатацию - с оценкой «отлично».
{L_ATTACHMENT}:
Гружёный лесом состав.jpg
Гружёный лесом состав.jpg [ 79.12 КБ | Просмотров: 1950 ]

Вскоре на лесопункте работали уже четыре мотовоза. Если вначале трасса имела протяженность 15 км, то, по мере вырубки делянок, она продвигалась все дальше - до Катюхина болота, до Липовских печей - и достигла длины в 40 км.
Мотовозы таскали за собой до 15 вагонеток с лесом (по 14 кубометров в каждой).
А слухи о том, что «по куриному насесту паровозы ездют», распространились далеко за пределами района.
Между тем здешние умельцы продолжали совершенствовать ОНЖД. В принципе, такой вид транспорта пытались применить в Германии, но там потерпели неудачу: не могли изготовить хорошие стрелки. Наш инженер М. И. Андреев решил эту проблему, но когда он и изобретатель однорельсовой дороги Диканьский посетили Ирбитский завод, то были поражены усовершенствованиями, которые внедрили рабочие ОНЖД.
{L_ATTACHMENT}:
Стрелка на ОНЖД.jpg
Стрелка на ОНЖД.jpg [ 104.47 КБ | Просмотров: 1950 ]

Впрочем, решать приходилось и не только технические проблемы. При строительстве жилья и производственных помещений выяснилось: единственная артель, выпускающая кирпич (в Боярке), не в состоянии обеспечить своей продукцией потребности стройки. Выход, вроде бы, проглядывался - за счет разборки церкви, у которой просел фундамент, и «которая была непригодна для посещения верующих». ОНЖД выкупила здание церкви у Ирбитско-заводского поссовета. Вызвали специалистов по подрывным работам и произвели взрыв здания.
Но... ни один человек из поселка не пошел на разборку кирпичей «на почве религиозных предрассудков, а верующих тогда было в избытке, и они имели немалый авторитет среди малограмотного населения».
И только 10 комсомольцев из села. Килачево согласились работать на разборке «несмотря на все нарекания верующих и отпускаемые эпитеты». Церковь разобрали, и этого кирпича хватило на нужды стройки. Избытки, кстати, были проданы тому же населению поселка.
В 1939 году на дороге работали уже 6 мотовозов, механизированный лесопункт перевыполнял планы по поставке изделий из леса: 8-метровые кряжи, крепь для шахт, шпальную вырезку для железнодорожных шпал, а потом - и строительный лес для фронта.
{L_ATTACHMENT}:
Бригада рабочих на мотовозе.jpg
Бригада рабочих на мотовозе.jpg [ 68.82 КБ | Просмотров: 1950 ]

Во время Великой Отечественной, когда большинство мужчин ушли на войну, машинистами мотовозов работали и женщины.
В 1953 году механизированный пункт, как организация, был ликвидирован, Ирбитско-заводская навесная дорога прекратила работу. Красноярская ОНЖД была закрыта еще раньше, из-за износа рельсов.
Но до сих пор в лесах южнее нынешнего п. Красногвардейского можно выйти на просеки (уже порядком заросшие), где проходила необычная железная дорога. Кое-где сохранились остатки опор ее эстакады.
{L_ATTACHMENT}:
Остатки моста ОНЖД через Ирбитку.jpg
Остатки моста ОНЖД через Ирбитку.jpg [ 81.26 КБ | Просмотров: 1950 ]

Вот, пожалуй, и всё.
Большое спасибо жителям посёлка, поделившимся воспоминаниями о дороге. Особая благодарность - заведующей поселковой библиотекой
Л. Н. Андриановой за предоставленные документы и фотоснимки.

P.S. После публикации этого материала в местной газете последовали отклики - люди, работавшие когда-то на ОНЖД делились воспоминаниями об этой дороге, о жизни в лесных посёлках и о многом другом. Впрочем, как говорится, "это уже совсем другая история".


13 мар 2017, 21:29
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39
Сообщения: 8826
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
С удовольствием прочитал, спасибо!
Память стала подводить: пытаюсь вспомнить и не могу, была у нас на форуме девушка, профессионально занимающаяся историей узкоколеек, в основном, Алапаевского района.
Она даже приезжала к нам, историю узкоколеек режевских изучать. Помню, что знаний в ней какое-то колоссальное количество. Но кто такая... хоть режьте меня, не помню.

_________________
"Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого
краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]


16 мар 2017, 07:33
Профиль ICQ WWW
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1702
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Не только про камни (краеведение Артёмовского района)
ДВЕ СОФИИ

В 1873 году Уральское Горное Управление сделало отводы площадей на левом берегу нашей Бобровки (Татарской) под разработку каменного угля екатеринбургским купцам Щелкову и Соколову. Купцы через десять лет сдали эти площади в аренду Нижне-Тагильскому заводоуправлению, которое заложило здесь около 40 шахт различной глубины и производительности.
До 1885 года Нижнетагильский горный округ принадлежал Павлу Павловичу Демидову, известному предпринимателю, имевшему к тому же титул князя Сан-Донато, пожалованный ему в Италии.
После смерти Павла Павловича горный округ перешёл по наследству к его сыну Елиму Павловичу. Это, пожалуй, одна из самых загадочных фигур среди Демидовых.
Известно, что в 1890 году окончил он Императорский Александровский лицей и поступил на службу в Министерство иностранных дел. Был назначен в посольство в Лондон, затем – в Мадрид, далее –в Копенгаген, в Вену, в Париж и, в 1912 году – посланником в Грецию.
Долгое время историки считали, что Елим Павлович к службе относился прохладно, отчего его и перебрасывали с места на место, а заводского дела он вообще не понимал, и в своём горном округе почти не появлялся.
{L_ATTACHMENT}:
Елим Павлович Демидов.jpg
Елим Павлович Демидов.jpg [ 47.6 КБ | Просмотров: 1659 ]

Однако не так давно выяснилось, что «г-н Демидов, кн. Сан-Донато, помимо своих прямых обязанностей, выполнял поручения Главного управления Генерального Штаба его Императорского Величества», то есть занимался внешней разведкой, чем и объясняются его перемещения по странам. Что же касается «заводского дела», то именно Елим Павлович стал одним из основателей промышленного Егоршино – заложил самую большую (и, как впоследствии выяснилось, самую лучшую в Егоршинском угольном бассейне) шахту, а также начал строить электростанцию, чтобы обеспечить энергией свои (и не только свои) предприятия.
Да и вряд ли бы с легкомысленным повесой стала венчаться в 1893 году в Исакиевском соборе княжна Софья Илларионовна Воронцова-Дашкова, именем которой Елим Павлович и назвал свою новую шахту – «София».
{L_ATTACHMENT}:
Софья Илларионовна Демидова.jpg
Софья Илларионовна Демидова.jpg [ 81.86 КБ | Просмотров: 1659 ]

(Портрет Д. С. Сарджента, 1896 год).

Софья Илларионовна родилась в аристократической семье кавказского наместника графа И. И. Воронцова-Дашкова, была лучшей подругой великой княжны Ксении (дочери императора Александра III), слыла женщиной умной и образованной.
По некоторым сведениям, София Илларионовна побывала и в Егоршино. Вместе со своим мужем Елимом Павловичем приезжала она сюда в 1910 году. Именно тогда, «на месте», и было принято решение о строительстве новой шахты.
Проходка ствола была начата в декабре 1911 года, а в феврале 1913 была закончена на глубине 106 метров. А вот строительство электростанции с началом первой Мировой войны прекратилось – из Германии и Англии перестало поступать необходимое оборудование. А потом наступили совсем непростые времена.
Все Егоршинские угольные копи в 1918 году были национализированы, во время Гражданской войны переходили из рук в руки – от красных к белым и наоборот, а к концу войны вообще оказались затоплены. Лишь в конце 1920 года работа шахт была восстановлена.
{L_ATTACHMENT}:
Терриконы шахты София.jpg
Терриконы шахты София.jpg [ 76.73 КБ | Просмотров: 1659 ]

«Софию» переименовали в шахту «Филипп» - (партийная кличка областного военного комиссара Исая Голощёкина), а в начале 1938 года – в шахту «№1». Под таким названием шахта и проработала до февраля 1945 года, после чего была закрыта. За всё время эксплуатации было добыто около 1,3 миллиона тонн угля. После закрытия её территория отошла к Артемовскому машиностроительному заводу.
Детище Елима Павловича – электростанция – была запущена в эксплуатацию в 1923 году, получив имя ЕГРЭС. А вот сами супруги Демидовы больше не появлялись ни в Егоршино, ни вообще в России.
{L_ATTACHMENT}:
Развалины_001.jpg
Развалины_001.jpg [ 29.8 КБ | Просмотров: 1659 ]

(- Часть механического цеха № 1 АМЗ была размещена в этих надземных постройках бывшей шахты «София».)

Накануне февральских событий 1917 Елим Павлович состоял при посольстве в Греции, откуда в Россию не стал возвращаться. В 1920 году представлял правительство генерала Врангеля, затем был почётным атташе Югославии в Греции. Софья Илларионовна жила в это время вместе с мужем и сыном Владимиром там же, в Греции.
По воспоминаниям современников, Демидовы занимались благотворительностью, и главным для них была прежде всего помощь соотечественникам, тысячам моряков, военных - больным, изгнанным, оказавшимся за рубежом после революции и гражданской войны. Демидовы собирали средства, открывали госпитали, искали деньги для раненых, поскольку в Греции было немало изувеченных русских моряков и солдат, воевавших в годы Первой мировой войны на Солоникском фронте.
Елим Демидов скончался в 1943 году в Афинах в возрасте 74 лет и был похоронен в приходе Троицкой посольской церкви.Софья Демидова пережила своего мужа на десять лет и была похоронена рядом с мужем в 1953 году. Ей было 83 года.
О том, как выглядела Софья Илларионовна, мы можем судить по многочисленным фотографиям, а также по акварели известного американского портретиста Д. С. Сарджента. А вот о том, как выглядела работавшая когда-то шахта «София» - увы, судить гораздо сложнее. Я до сих пор так и не нашёл ни одного «прижизненного» снимка этой «крестницы» Софьи Илларионовны.


07 апр 2017, 16:45
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Смайлы колобки http://kolobok.us/
Русская поддержка phpBB