|
Текущее время: 28 апр 2024, 18:41
|
Сообщения без ответов | Активные темы
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 12 ] |
|
Хозяйка языком профессоров
Автор |
Сообщение |
Gem
Администратор
Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39 Сообщения: 8834 Откуда: Екатеринбург
|
Хозяйка языком профессоров
На днях читал Бажовскую энциклопедию под редакцией Блежеса и Литовской, так вот, меня там зацепило то, каким "изысканным" слогом "подают" Хозяйку Медной Горы: "Генезис данного персонажа включает в себя линию промысловых культов "хозяек тайги"... кладоискательских преданий... линию традиционной демонологии... Такое сложное сочетание не могло не породить уникальный амбивалентный образ, причём его двойственность проявляется во всём, начиная от внешности и кончая функциональным полем." И вот ещё: "Хозяйка выполняет роль социоэтического регулятора профессиональной группы в рамках подвластной ей территории"
Каково?!
_________________ "Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]
|
23 ноя 2010, 08:50 |
|
|
5u6venik
Хитник
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 21:06 Сообщения: 1207 Откуда: Екатеринбург
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Вот это: "Хозяйка выполняет роль социоэтического регулятора профессиональной группы в рамках подвластной ей территории", как раз и есть абсолютно точное, без мистики, определение
|
23 ноя 2010, 09:31 |
|
|
Серый
Хитник
Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19 Сообщения: 1704 Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Gem {L_WROTE}: Хозяйка выполняет роль социоэтического регулятора профессиональной группы в рамках подвластной ей территории А каким образом она регулирует (количественно?) профессиональную группу (хитников?)- об этом ничего не сказано?
|
23 ноя 2010, 14:20 |
|
|
Akelo
Вечно с нами
Зарегистрирован: 31 авг 2009, 14:49 Сообщения: 486 Откуда: Харьков
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Серый {L_WROTE}: А каким образом она регулирует (количественно?) профессиональную группу (хитников?)- об этом ничего не сказано? отстрелом, отвалом (завалом), тотальным отсутствием и намека на фарт.
_________________ Мы думаем что ищем и находим камни - это они давно нашли нас
|
24 ноя 2010, 01:34 |
|
|
Timofey
Заинтересованный
Зарегистрирован: 26 ноя 2010, 12:56 Сообщения: 28 Откуда: Челябинск
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Хозяйка медной горы - по суте это языческий образ (полубогиня), не спроста у Бажова она страшилась церковной символики, она как дань прошлой культуры славянских племён которые покланялись как отдельным Богам олицетворявшим различные природные силы, так и более древние верования, собственно в стихии природы.
|
11 дек 2010, 00:42 |
|
|
Ares
Хитник
Зарегистрирован: 22 апр 2010, 11:30 Сообщения: 1857 Откуда: Сев.Кавказ
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Точно подмечено! Хозяйка - хтоническое божество, олицетворяющее стихию земли. У древних евреев, до культа Адоная, привнесенного Моисеем, существовало поклонение Яхве - матриархальной богине Земли, ответственной за тектоническую деятельность. Позднее, с развитием патриархата, имя этой богини трансформировалось в одно из имен Бога. У ариев - это Притхиви. У хеттов и хурритов существовал миф о боге-бунтаре Кумарби, сочетавшегося со скалой. От этого брака родился каменный человек Кункунуци, свергнувший старое поколение богов. Этот миф отразился в "Нарт-Осте" - осетинском эпосе. Мифический культурный герой осетин, абхазов, и некоторых других народов Кавказа, Сосруко - был рожден скалой.
|
11 дек 2010, 13:18 |
|
|
Ares
Хитник
Зарегистрирован: 22 апр 2010, 11:30 Сообщения: 1857 Откуда: Сев.Кавказ
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Кстати, у индоевропейских народов весьма широко было развито почитание гор, выделяющихся над остальным рельефом. Это всем известный Олимп; Хара Березайти - "Гора Высокая", священный центр мира "Авесты"; и Меру - центр мира "Вед".
|
11 дек 2010, 13:33 |
|
|
Gem
Администратор
Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39 Сообщения: 8834 Откуда: Екатеринбург
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Вот ещё, про Хозяйку. Попытки усреднить и отождествить. Вопрос о сакральном символизме Хозяйки Медной горы сложен и имеет несколько уровней постижения. Начнём с мифологии. Известно, что Даная, аргосская царевна была заточена своим отцом ГЛУБОКО ПОД ЗЕМЛЁЙ В МЕДНОМ ДВОРЦЕ, куда к ней и проник Зевс в виде золотого дождя. Налицо сиволическая триада"медь-золото-подзеный мир", соответственно проецируемся на владения Хозяйки Медной Горы. Образ Хозяйки не специфический уральский феномен, а явление общемирового масштаба. Сквозной линией проходит по многим мифам. Например, Тангейзер - герой средневековой немецкой баллады, хорошо известен из оперы Вагнера. Фабула такова:молодой рыцарь попадает в любовные капканы, не кого-нибудь, а самой Венеры. Он забывает о земной жизни в её БЕЗЖИЗНЕННЫХ ПОДЗЕМНЫХ ЧЕРТОГАХ (а мы привыкли, Венера - на небе) и действие происходит в глубокой и мрачной пещере внутри горы Герзельберг, которая своими очертаниями напоминает гигантскую гробницу. Именно здесь, древние германцы поместили владения властительницы зимы и метели Хольды. В середине века она отождествляется с Венерой, а её горное убежище именуется Венусберг. В последующем Венера в интепретации воплощает необузданную и страстную языческую стихию в противовес пресному христианству. Но эти образы венчали общую линию развития матриархальной любви, которая началась с общемировой Великой Богини-Матери и пройдя различные ипостаси шумерской Ианны и аккандской Иштар, завершилась в эллинской Афродите и латинской Венере (к которой мы привыкли). Схема сооблазнения рыцаря и уральского паренька (Каменный цветок) мало чем отличаются. И их обоих настигла месть горных хозяек и постигла одна и та же участь - Тайгейзер гибнет, потому что пренебрёг любовью Венеры; Степан- из-за того, что отверг предложения Хозяйки. Её характер мы рассматривали, и останавливаться на этом я не буду. Вот другая мировая история: Генрих Ибсен "Пер Гюнт", музыка Эдварда Грига: действия происходят тоже в пещере и связаны с историей дочери Подземного короля Зелёной принцессой, соответственно по статусу, являющейся тоже Хозяйкой. Здесь та же составляющая:отношения Хозяйки и её "кавалеров" и место убежища Подземного короля. Это всё сходные мотивы фольклёра. Знакомые черты есть и у японцев. Это СЭНГЕН-САМА-Хозяйка Фудзиямы. С ней встречается самурай ТАДАЦУНЭ. И далее очень похоже на сказы Бажова. Теперь Бразилия. Легенда-сказка - "Договор с ящерицей". Здесь тоже волшебница из глубокой пещеры может обернуться то старухой, то сооблазнительной девушкой, ящерицей и одаривает бедного юношу несметными сокровищами. Правда, одной монетой, но её нельзя истратить, она всегда возникает. Я подвела Вас к пониманию того, что Образ Хозяйки Медной горы не специфичен, а присутствует в фольклёре многих народов. На сцене образ её идеализирован, не всё договаривал и сам Бажов. Народы Алтая так говорили о ней: рыжеволосая девушка, возникает внезапно и требует любви. Насладившись ею, на одаривает мимолётного возлюбленного удачей или настойчиво предлагает себя в жёны, суля богатство. Вот в этом и проявляется самоцензура Бажова, он полностью опустил сексуально-эротический аспект сказаний. Естественно, раз были любовные связи, то были и дети. У Хозяйки Медной горы была дочь- Змеегорка. Кроме того Бажов указывает на присутствие множества ящерок, которые способны к оборотничеству, которых хозяйка именует то войском, то слугами, то ДЕТКАМИ. То есть начинает высвечиваться матреархальный типаж. http://www.stihi.ru/2010/02/05/1453
_________________ "Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]
|
20 май 2013, 21:37 |
|
|
aleks
Горщик
Зарегистрирован: 26 окт 2012, 12:32 Сообщения: 593
|
Re: Хозяйка языком профессоров
Ребята , а это не из серии - "Целесообразность применения клавишных инструментов свяшенослужителями среднего звена при проведении церковных праздников?"
|
20 май 2013, 22:10 |
|
|
Кирыч
Проводник
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 03:28 Сообщения: 436 Откуда: Екатеринбург, Уралмаш
|
Re: Хозяйка языком профессоров
aleks {L_WROTE}: Ребята , а это не из серии - "Целесообразность применения клавишных инструментов свяшенослужителями среднего звена при проведении церковных праздников?" Да нет, это из серии архитипических сказок. Есть у людей некие повторяющиеся психологические ситуации - вот их и описывают иносказательно, зачастую, просто для того, чтобы отыгрывать эти ситуации в театре на сцене в качестве групповой психотерапии (как в Греции), ну, или для назидания молодому поколению с воспитательной функцией для предотвращения последствий, ну, и чтобы готовые решения, если что, уже было в голове. Что-то типа "сказка про колобка, как архетип "кто не слушается старших, попадёт в беду". В каждой культуре ОБЯЗАТЕЛЬНО есть сказка, где непослушные детки в беду попадают. Но это не значит, что между этими сказками есть взаимосвязь и линия взаимствования из одной культуры в другую. Так и здесь. Девушка, автор статьи, безосновательно пытается находить взаимосвязи и взаимовлияния между самостоятельными архитипическими сказками разных народов из разных времён. Ну да, влюблённая женщина старается соблазнить предмет страсти сокровищами (реальными сокровищами либо иносказательно сам секс с нею - и есть сокровище). А будучи отвергнута, влюблённая женщина мстит. Ну, вполне себе стандартный образ мысли и действия для любого языческого человека. Но в разных народах примешиваются в сказку и прочие архетипы. Например, объясняющие, почему мужчина должен отказать. В одних случаях из-за занятости сердца другой любимой, а иногда уже и связанностью узами обещаний, помолвки или брака. В других случаях - из-за выполнения некой миссии, социального долга. А чаще, то и то вместе. Ещё дополнительный архетип - почему под землёй - ну, дык, сексуальность, как и любая чувственность, всегда к инь относилась, вместе со всем скрытым, неявным, сырым и подземным. Это лишь логическое отражение представлений о дуализме мира. Не хватает ещё сюда Фрейда подпустить, а ещё лучше, Меллани Кляйн, чтоб они своими извращёнными язычками всё окончательно опошлили. Да, где-то явно виден культурный контакт, когда, например, героям немецкого варианта сказки выдают имена римских божков. Но, во-первых, сказка изначально там уже существовала. А во-вторых, говорить при этом, что все эти разрозненные истории от Греции до Японии и до индейцев Майя - это всё отражение и трансформация одного мифа, с моей точки зрения, полный бред. И связь здесь одна - единство психологической природы всех людей на Земле. По крайней мере, кроме сходства сюжетов автор статьи никак не может обосновать собственные измышления о взаимосвязи. А так, получается, "не ходите дети в африку гулять" Маршака - есть развитие и трансформация сказки про колобка. Просто замечательно. Так что, сказки про Хозяйку - вполне себе местный уральский феномен, наполненный местного горняцкого колорита. И не надо лохматить бабушку.
_________________ Не можешь сделать по совести - поступай, как положено.
|
21 май 2013, 11:32 |
|
|
Кирыч
Проводник
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 03:28 Сообщения: 436 Откуда: Екатеринбург, Уралмаш
|
Re: Хозяйка языком профессоров
А про наскальный рисунок обнажённой юной девы с двумя мечами и про про амазонок, взявших Аркаим - вообще бредовый загон, говорящий об черезвычайно невысоком уровне знаний и пониманий автора по ссылке, опускающем значимость её опусов ниже всякого плинтуса. Воинствующее невежество, засирающее своим невежеством информационное пространство и мозг подрастающего поколения.
Извините за тон, но реально достали эти говноверы со своим полностью измышленным новодельным псевдославянским псевдоязычеством. Сказки про Хозяйку, по крайней мере, являются отзвуком РЕАЛЬНОГО исторического язычества. И я, хотя их и не разделяю, но вполне уважаю. И незачем пачкать их новодельным бредом.
_________________ Не можешь сделать по совести - поступай, как положено.
|
21 май 2013, 12:40 |
|
|
murza
Заинтересованный
Зарегистрирован: 12 авг 2010, 07:08 Сообщения: 1201
|
Re: Хозяйка языком профессоров
авторы бажовской энциклопедии помещают шерлову гору в челябинскую область. увидел, перекосило, вернул книгу владельцу. хотя много интересного, думаю, что и по другим темам так же брешут, нет доверия...
_________________ загромождать эфир сообщениями о том, что пятью пять - двадцать пять, могут только эти, как их, миробли...
|
21 май 2013, 19:42 |
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 12 ] |
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 181 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|