Текущее время: 27 апр 2024, 23:17




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
 Хозяйка языком профессоров 
Автор Сообщение
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39
Сообщения: 8834
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Хозяйка языком профессоров
На днях читал Бажовскую энциклопедию под редакцией Блежеса и Литовской, так вот, меня там зацепило то, каким "изысканным" слогом "подают" Хозяйку Медной Горы:
"Генезис данного персонажа включает в себя линию промысловых культов "хозяек тайги"... кладоискательских преданий... линию традиционной демонологии... Такое сложное сочетание не могло не породить уникальный амбивалентный образ, причём его двойственность проявляется во всём, начиная от внешности и кончая функциональным полем."
И вот ещё:
"Хозяйка выполняет роль социоэтического регулятора профессиональной группы в рамках подвластной ей территории"

Каково?!

_________________
"Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого
краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]


23 ноя 2010, 08:50
Профиль ICQ WWW
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 дек 2009, 21:06
Сообщения: 1207
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Вот это: "Хозяйка выполняет роль социоэтического регулятора профессиональной группы в рамках подвластной ей территории", как раз и есть абсолютно точное, без мистики, определение :D


23 ноя 2010, 09:31
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 сен 2009, 14:19
Сообщения: 1704
Откуда: Свердловская область, г.Артёмовский
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Gem {L_WROTE}:
Хозяйка выполняет роль социоэтического регулятора профессиональной группы в рамках подвластной ей территории

А каким образом она регулирует (количественно?) профессиональную группу (хитников?)- об этом ничего не сказано?


23 ноя 2010, 14:20
Профиль
Вечно с нами

Зарегистрирован: 31 авг 2009, 14:49
Сообщения: 486
Откуда: Харьков
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Серый {L_WROTE}:
А каким образом она регулирует (количественно?) профессиональную группу (хитников?)- об этом ничего не сказано?

отстрелом, отвалом (завалом), тотальным отсутствием и намека на фарт.

_________________
Мы думаем что ищем и находим камни - это они давно нашли нас


24 ноя 2010, 01:34
Профиль
Заинтересованный

Зарегистрирован: 26 ноя 2010, 12:56
Сообщения: 28
Откуда: Челябинск
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Хозяйка медной горы - по суте это языческий образ (полубогиня), не спроста у Бажова она страшилась церковной символики, она как дань прошлой культуры славянских племён которые покланялись как отдельным Богам олицетворявшим различные природные силы, так и более древние верования, собственно в стихии природы.


11 дек 2010, 00:42
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 апр 2010, 11:30
Сообщения: 1857
Откуда: Сев.Кавказ
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Точно подмечено! Хозяйка - хтоническое божество, олицетворяющее стихию земли. У древних евреев, до культа Адоная, привнесенного Моисеем, существовало поклонение Яхве - матриархальной богине Земли, ответственной за тектоническую деятельность.
Позднее, с развитием патриархата, имя этой богини трансформировалось в одно из имен Бога.
У ариев - это Притхиви.
У хеттов и хурритов существовал миф о боге-бунтаре Кумарби, сочетавшегося со скалой. От этого брака родился каменный человек Кункунуци, свергнувший старое поколение богов.
Этот миф отразился в "Нарт-Осте" - осетинском эпосе. Мифический культурный герой осетин, абхазов, и некоторых других народов Кавказа, Сосруко - был рожден скалой.


11 дек 2010, 13:18
Профиль
Хитник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 апр 2010, 11:30
Сообщения: 1857
Откуда: Сев.Кавказ
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Кстати, у индоевропейских народов весьма широко было развито почитание гор, выделяющихся над остальным рельефом.
Это всем известный Олимп; Хара Березайти - "Гора Высокая", священный центр мира "Авесты"; и Меру - центр мира "Вед".


11 дек 2010, 13:33
Профиль
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июл 2009, 13:39
Сообщения: 8834
Откуда: Екатеринбург
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Вот ещё, про Хозяйку. Попытки усреднить и отождествить.

Вопрос о сакральном символизме Хозяйки Медной горы сложен и имеет несколько уровней постижения.
Начнём с мифологии.
Известно, что Даная, аргосская царевна была заточена своим отцом
ГЛУБОКО ПОД ЗЕМЛЁЙ В МЕДНОМ ДВОРЦЕ, куда к ней и проник Зевс в виде золотого дождя.
Налицо сиволическая триада"медь-золото-подзеный мир", соответственно проецируемся на владения Хозяйки Медной Горы.
Образ Хозяйки не специфический уральский феномен, а явление общемирового масштаба.
Сквозной линией проходит по многим мифам.
Например, Тангейзер - герой средневековой немецкой баллады, хорошо известен из оперы Вагнера.
Фабула такова:молодой рыцарь попадает в любовные капканы, не кого-нибудь, а самой Венеры. Он забывает о земной жизни в её БЕЗЖИЗНЕННЫХ ПОДЗЕМНЫХ ЧЕРТОГАХ (а мы привыкли, Венера - на небе) и действие происходит в глубокой и мрачной пещере внутри горы Герзельберг, которая своими очертаниями напоминает гигантскую гробницу. Именно здесь, древние германцы поместили владения властительницы зимы и метели Хольды. В середине века она отождествляется с Венерой, а её горное убежище именуется Венусберг.
В последующем Венера в интепретации воплощает необузданную и страстную языческую стихию в противовес пресному христианству.
Но эти образы венчали общую линию развития матриархальной любви, которая началась с общемировой Великой Богини-Матери и пройдя различные ипостаси шумерской Ианны и аккандской Иштар, завершилась в эллинской Афродите и латинской Венере (к которой мы привыкли).
Схема сооблазнения рыцаря и уральского паренька (Каменный цветок) мало чем отличаются. И их обоих настигла месть горных хозяек и постигла одна и та же участь - Тайгейзер гибнет, потому что пренебрёг любовью Венеры; Степан- из-за того, что отверг предложения Хозяйки.
Её характер мы рассматривали, и останавливаться на этом я не буду.
Вот другая мировая история: Генрих Ибсен "Пер Гюнт", музыка Эдварда Грига: действия происходят тоже в пещере и связаны с историей дочери Подземного короля Зелёной принцессой, соответственно по статусу, являющейся тоже Хозяйкой. Здесь та же составляющая:отношения Хозяйки и её "кавалеров" и место убежища Подземного короля.
Это всё сходные мотивы фольклёра.
Знакомые черты есть и у японцев. Это СЭНГЕН-САМА-Хозяйка Фудзиямы. С ней встречается самурай ТАДАЦУНЭ. И далее очень похоже на сказы Бажова.
Теперь Бразилия. Легенда-сказка - "Договор с ящерицей". Здесь тоже волшебница из глубокой пещеры может обернуться то старухой, то сооблазнительной девушкой, ящерицей и одаривает бедного юношу несметными сокровищами. Правда, одной монетой, но её нельзя истратить, она всегда возникает.
Я подвела Вас к пониманию того, что Образ Хозяйки Медной горы не специфичен, а присутствует в фольклёре многих народов.
На сцене образ её идеализирован, не всё договаривал и сам Бажов.
Народы Алтая так говорили о ней: рыжеволосая девушка, возникает внезапно и требует любви. Насладившись ею, на одаривает мимолётного возлюбленного удачей или настойчиво предлагает себя в жёны, суля богатство. Вот в этом и проявляется самоцензура Бажова, он полностью опустил сексуально-эротический аспект сказаний. Естественно, раз были любовные связи, то были и дети. У Хозяйки Медной горы была дочь- Змеегорка. Кроме того Бажов указывает на присутствие множества ящерок, которые способны к оборотничеству, которых хозяйка именует то войском, то слугами, то ДЕТКАМИ. То есть начинает высвечиваться матреархальный типаж.
http://www.stihi.ru/2010/02/05/1453

_________________
"Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого
краешком зацепит, того не выпустит..." [Бажов П.П.]


20 май 2013, 21:37
Профиль ICQ WWW
Горщик

Зарегистрирован: 26 окт 2012, 12:32
Сообщения: 593
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
Ребята , а это не из серии - "Целесообразность применения клавишных инструментов свяшенослужителями среднего звена при проведении церковных праздников?" :) :)


20 май 2013, 22:10
Профиль
Проводник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 03:28
Сообщения: 436
Откуда: Екатеринбург, Уралмаш
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
aleks {L_WROTE}:
Ребята , а это не из серии - "Целесообразность применения клавишных инструментов свяшенослужителями среднего звена при проведении церковных праздников?" :) :)


Да нет, это из серии архитипических сказок. Есть у людей некие повторяющиеся психологические ситуации - вот их и описывают иносказательно, зачастую, просто для того, чтобы отыгрывать эти ситуации в театре на сцене в качестве групповой психотерапии (как в Греции), ну, или для назидания молодому поколению с воспитательной функцией для предотвращения последствий, ну, и чтобы готовые решения, если что, уже было в голове.

Что-то типа "сказка про колобка, как архетип "кто не слушается старших, попадёт в беду". В каждой культуре ОБЯЗАТЕЛЬНО есть сказка, где непослушные детки в беду попадают. Но это не значит, что между этими сказками есть взаимосвязь и линия взаимствования из одной культуры в другую.

Так и здесь. Девушка, автор статьи, безосновательно пытается находить взаимосвязи и взаимовлияния между самостоятельными архитипическими сказками разных народов из разных времён. Ну да, влюблённая женщина старается соблазнить предмет страсти сокровищами (реальными сокровищами либо иносказательно сам секс с нею - и есть сокровище). А будучи отвергнута, влюблённая женщина мстит. Ну, вполне себе стандартный образ мысли и действия для любого языческого человека. Но в разных народах примешиваются в сказку и прочие архетипы. Например, объясняющие, почему мужчина должен отказать. В одних случаях из-за занятости сердца другой любимой, а иногда уже и связанностью узами обещаний, помолвки или брака. В других случаях - из-за выполнения некой миссии, социального долга. А чаще, то и то вместе. Ещё дополнительный архетип - почему под землёй - ну, дык, сексуальность, как и любая чувственность, всегда к инь относилась, вместе со всем скрытым, неявным, сырым и подземным. Это лишь логическое отражение представлений о дуализме мира. Не хватает ещё сюда Фрейда подпустить, а ещё лучше, Меллани Кляйн, чтоб они своими извращёнными язычками всё окончательно опошлили.

Да, где-то явно виден культурный контакт, когда, например, героям немецкого варианта сказки выдают имена римских божков. Но, во-первых, сказка изначально там уже существовала. А во-вторых, говорить при этом, что все эти разрозненные истории от Греции до Японии и до индейцев Майя - это всё отражение и трансформация одного мифа, с моей точки зрения, полный бред. И связь здесь одна - единство психологической природы всех людей на Земле. По крайней мере, кроме сходства сюжетов автор статьи никак не может обосновать собственные измышления о взаимосвязи. А так, получается, "не ходите дети в африку гулять" Маршака - есть развитие и трансформация сказки про колобка. Просто замечательно.

Так что, сказки про Хозяйку - вполне себе местный уральский феномен, наполненный местного горняцкого колорита. И не надо лохматить бабушку.

_________________
Не можешь сделать по совести - поступай, как положено.


21 май 2013, 11:32
Профиль
Проводник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 03:28
Сообщения: 436
Откуда: Екатеринбург, Уралмаш
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
А про наскальный рисунок обнажённой юной девы с двумя мечами и про про амазонок, взявших Аркаим - вообще бредовый загон, говорящий об черезвычайно невысоком уровне знаний и пониманий автора по ссылке, опускающем значимость её опусов ниже всякого плинтуса. Воинствующее невежество, засирающее своим невежеством информационное пространство и мозг подрастающего поколения.

Извините за тон, но реально достали эти говноверы со своим полностью измышленным новодельным псевдославянским псевдоязычеством. Сказки про Хозяйку, по крайней мере, являются отзвуком РЕАЛЬНОГО исторического язычества. И я, хотя их и не разделяю, но вполне уважаю. И незачем пачкать их новодельным бредом.

_________________
Не можешь сделать по совести - поступай, как положено.


21 май 2013, 12:40
Профиль
Заинтересованный

Зарегистрирован: 12 авг 2010, 07:08
Сообщения: 1201
Сообщение Re: Хозяйка языком профессоров
авторы бажовской энциклопедии помещают шерлову гору в челябинскую область.
увидел, перекосило, вернул книгу владельцу.
хотя много интересного, думаю, что и по другим темам так же брешут, нет доверия...

_________________
загромождать эфир сообщениями о том, что пятью пять - двадцать пять, могут только эти, как
их, миробли...


21 май 2013, 19:42
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 186


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Смайлы колобки http://kolobok.us/
Русская поддержка phpBB